Геометрия гостеприимства - Интерьеры домов и коттеджей
Появлению гостевого дома на этом участке предшествовала довольно длинная и любопытная предыстория, в которой есть что-то и от освоения европейцами Северной Америки, и от строительства Санкт-Петербурга. Несколько лет назад будущие хозяева, соблазнившись уединенностью и первозданной красотой окружающего ландшафта, приобрели на краю только зарождавшегося коттеджного поселка небольшой участок земли с недостроенным кирпичным домом. Очарование открывавшихся видов - дикий лес, березовая роща за околицей - оказалось столь велико, что владельцев не смутила даже заболоченность территории. Забегая вперед, скажем, что вся дальнейшая история жилого комплекса была так или иначе связана с исправлением этого недостатка: монтировалась система дренажа, насыпался 70-сантиметровый слой грунта и т. д. А когда возникла потребность в подвале, архитекторам (Антон Непершин, Андрис Куликов, "Миллениум проект") и строителям пришлось изрядно покорпеть над проблемой его гидроизоляции. Те же сложности возникали и при обустройстве бассейна в пристройке. Типовой двухэтажный коттедж, уже "подросший" по вертикали за счет подвального помещения и антресоли, нуждался в доработке. В первую очередь это касалось фасадов. Обрамлением из белой мраморной крошки были визуально увеличены размеры небольших окон; "усилен" облицовкой из натурального камня цоколь; проработана входная зона. Решено это было так. Основной темой внутреннего оформления коттеджа стали мотивы ар деко. Присущий этому направлению внутренний демократизм позволил архитекторам реализовать самые смелые замыслы, органично вписать в интерьер яркие разностилевые элементы и без радикальной перепланировки, используя только декоративные приемы, изменить облик дома. Но освоение земли продолжалось. Еще в самом начале была работа над пристройкой бассейна, далеки от завершения интерьеры, лишь частично благоустроена территория, а уже возникла необходимость увеличения жилого пространства. Решено было построить еще одно здание - гостевой домик. Как уже отмечалось, разрабатывая проект будущего дома, архитекторы ориентировались на традиции русского модерна - свободного, демократичного, но в то же время изысканного и "рассудочного" стиля, призванного объединить прекрасное и полезное. Модернисты, как известно, считали, что искусство должно быть утилитарным, а быт и повседневность - утонченно-возвышенными. Гостевой дом в исполнении Непершина-Куликова как раз и являет собой попытку воплотить в жизнь эти принципы, наделить создаваемый ими дом органичностью, гармонией и разнообразием.
Задача, стоявшая перед архитекторами при проектировании этого домика, заключалась не в том, чтобы просто создать еще одну постройку на участке, а в том, чтобы выстроить законченный, выверенный логикой и художественным чутьем архитектурный ансамбль. Уже на начальной стадии проектирования архитекторы отказались от буквального цитирования использованных при оформлении "старшего" дома приемов, выбрав более сложный путь - их трансформации и творческого переосмысления. Круглые и геометрические формы, "прелюдией" прозвучавшие в фасаде основного здания, получают развитие, выходят на передний план. Из нескольких предложенных вариантов, среди которых был, например, дом-пирамида в авангардном духе, выбор пал на более спокойный. Если основной дом выполнен в духе западноевропейского ар деко, то в основу этого проекта легли традиции русского модерна. Роль одного из главных знаковых элементов, подчеркивающих национальное начало, отводилось бревенчатому срубу-модулю, встроенному в общий объем. Динамичный, запоминающий облик строению придают контрастные по отношению к треугольным и прямоугольным составляющим фасада круглые элементы кровли, создающие ощущение движения, парусности. Они как бы расшифровывают план здания - сложное сочленение правильных геометрических форм (в частности - круглой в плане гостиной) и одновременно уводят от однозначности вертикальной и горизонтальной динамики. Сочетание фактур - облицовочный кирпич, натуральный камень, штукатурка - не только дань традициям русского модерна. Это еще и переосмысление цветового решения основного здания. Белые оштукатуренные стены, смягчающие монотонность и агрессивность кирпичной кладки, - отзвук обрамления окон. Закрепляют единство двуцветная кровля из металлочерепицы и булыжник в облицовке фундамента. Он же увязывает строение с малыми архитектурными формами, расположенными на участке. Все этапы создания жилого комплекса прошли через стадию прорисовки и макетирования. В полной мере это относится и к ландшафтным работам на участке. Примеривались в виде чертежей в натуральную величину детали, создавались пробные фрагменты - элементы декора, выполненные в материале. Так было, например, с чугунной решеткой ограды вокруг дома. Хорошо смотревшийся на чертеже, на деле фрагмент оказался слишком громоздким, и впоследствии конструкция была скорректирована. Но многое рождалось и спонтанно, в ходе работы. Так, крупный булыжник с облицовки цоколя зданий постепенно "перекочевал" на фундамент чугунных ограждений, прибрежную часть пруда и легким пунктиром повторился в отделке подпорных стенок. Если короля делает его свита, то образ загородного дома - окружающий ландшафт, та среда, которая его украшает и одухотворяет. Поэтому благоустройство территории вокруг коттеджа не менее важно, чем создание уюта и комфорта внутри него. Формируя сад или парк, необходимо гармонично вписать его в существующее природное окружение.Специалистам, работавшим над благоустройством усадьбы, пришлось, выявляя естественную красоту места, приложить немало усилий к исправлению столь же естественных его недостатков.
В интерьере гостевого дома "представительская", парадная тема отступает на второй план. Это и не удивительно, если учесть, что на него возложены функции своеобразного дома отдыха: попариться с приехавшими друзьями в бане, выпить с ними, сидя у камина, по чашке чаю и после дружеских посиделок разместить их с комфортом в спальнях второго этажа. Кроме того, часть здания отведена обслуживающему персоналу. На первом этаже это примыкающая к подчеркнуто современной кухне комната повара, на втором - комната с антресолью, предназначенная охране. Функциональными соображениями продиктована и планировка здания. Оно логично разбивается на три зоны - общую, гостевую и прислуги, каждая из них имеет свой вход. К слову, двумя путями можно попасть и в расположенную в этом же здании котельную: через дверь, ведущую напрямую с улицы, и через гараж. Один из центров гостевого дома - "вставной" бревенчатый модуль, в котором расположены сауна и примыкающий к ней зал с бассейном. "Состаренная" керамическая плитка, сводчатый потолок, венецианская штукатурка стен - все это создает образ античных терм. По сути, помещение являет собой целый банный комплекс: финская сауна (которая легко превращается в русскую баню - есть отдельная топка и каменка), турецкая баня (массажный стол с электроподогревом), массажный душ, бассейн. После банных процедур можно направить свои стопы в купель с холодной водой во дворе (к ней ведет отдельный выход, использующийся также как тамбур истопника) либо в уютный круглый гостиный зал. Сдержанную и при этом уютную атмосферу помещения поддерживает камин, решенный в тех же геометрических формах, что и фасад здания. Его подчеркнутая вертикаль визуально увеличивает высоту потолков. Идея круга, звучащая в плане гостиной, повторяется в авторских дверях, в геометрическом орнаменте мраморного пола. Оригинально выстроена система естественного освещения комнаты. Свет проникает через "разбросанные" по стене на разных уровнях небольшие оконные проемы. Падающий под разными углами, он создает ощущение парения. Его "экспансию" только усиливают легкие "деревенские" шторы, светлая плетеная мебель и прозрачный стеклянный обеденный стол. Текстильная лампа-"подушка" вносит в интерьер чуть ироничную интонацию. На второй этаж здания ведет лестница, вписанная в достаточно узкий проем. Освещается она очень необычно, в ее деревянное ограждение вмонтированы шары крупных светильников в латунной оправе. Интерьеры решены в основном в прохладной серо-голубой тональности, которую как раз и призвано подчеркнуть тепло деревянных деталей. В доме нет больших помещений. Зато на втором этаже размещены несколько уютных спален (две из них имеют антресоли, органично вписывающиеся в перепад кровли), отделанных деревом, и небольшой уютный холл-библиотека с выходом в зимний сад. К слову, зимний сад - одно из последних "приобретений" этого дома. Он появился на месте, которое отводилось по первоначальному проекту одной из двух открытых террас, причем идея его создания родилась в тот момент, когда уже частично была перекрыта кровля. Но помещение сохранило генетическую связь со своим "предшественником" и осталось столь же открытым окружающему ландшафту, что и до появления прозрачных стеклянных стен и купола. Днем зелень растений и каскад, отделанный натуральным камнем, создают эффект "выхода" внутреннего пространства за пределы здания. Ночью же помещение, с его аквариумами, фантазийной росписью (А. Куликов) и точечной подсветкой из лампочек-"звезд", превращается в кают-компанию космического корабля, бороздящего бесконечные космические просторы. В тоже фантазийном (но уже ироническом) ключе решен интерьер комнаты охраны, своеобразная дань памяти архитекторов годам военной службы. Двухъярусная "армейская" кровать-антресоль, одетые в камуфляж стены и мебель и т.д. Защитный цвет используется даже в оформлении санузла. Некоторая стесненность внутреннего пространства дома вполне компенсируется большой площадью остекленных и открытых площадей. Это и зимний сад, воспринимаемый как естественное продолжение ландшафта, и просторные террасы, опоясывающие здание на уровне второго этажа.
Борьба с неблагоприятными природными условиями закаляет характер. Справившись с проблемами, связанными с заболоченностью местности, и, наконец, обустроив участок, владелец тут же приобрел еще один рядом, большего размера, но расположенный в низине и соответственно требующий приложения больших усилий. Иными словами, в его распоряжении оказалось болото с растущими на нем деревьями. Об искусственном осушении территории не могло быть и речи: в таком случае от недостатка влаги погибли бы деревья. Идея же заключалась как раз в обратном - сохранить лес в первозданном виде. С этой целью было предпринято следующее. По лесу протекает небольшая река. Перекрыв, а затем углубив и расширив ее русло и прорыв петлеобразный канал, ее вновь пустили. Увеличившийся водоем обеспечил достаточное количество влаги растениям и при этом забрал из почвы ее излишек. Затем вся (!) территория была вручную выровнена и засыпана слоем песка. Поверх него был уложен слой плодородной почвы, на котором посеяли траву. Легкие деревянные мостики соединили берега и придали необычайно живописный вид рукотворному лесу. Довершили дело мощенные щебнем дорожки. В примыкающей к дому части леса был устроен искусственный пруд (его глубина - до 4 метров). Из ковша был выбран торф и устроен глиняный замок. Высокое заложение грунтовых вод обеспечило естественный подпор воды, а ее рециркуляцию - насосы. Выбранная земля была использована в строительстве водопада. Он представляет собой достаточно сложное инженерное сооружение, ведь выдержать многотонное давление грунта рукотворной горы, с которой он низвергается, в состоянии лишь мощная конструкция. В землю в два ряда вбивались сваи, связанные между собой металлическим швеллерами, а на них закреплялись железобетонные плиты. Титанические усилия, приложенные владельцем к обустройству своей территории, принесли удивительный результат. Сегодня, по прошествии всего нескольких месяцев с начала ландшафтных работ, она представляет собой роскошный парк с множеством тихих живописных уголков, лесными дорожками, романтическими фьордами и тенистыми деревьями. На берегу пруда - прекрасная зона отдыха с двумя песчаными пляжами, причалом и детской площадкой. По вечерам, когда на гостеприимный дом опускается летний вечер, включается подсветка. И тогда в свете